“451 по…” Шелкоплясову. Актер дал интервью газете “Культура”.

 Оказывается, я везучий человек! В течении одного месяца имею возможность рассказать о двух замечательных людях. Недавно поделилась мыслями о заслуженном артисте республики Беларусь Николае Емельянове, а сегодня беседую с не менее заслуженным  - Александром Шелкоплясовым. Мне вообще крупно повезло -  попала в Гродненский театр в момент его «расцвета», если можно так выразиться. Замечательная труппа, режиссура, грамотный технический состав,  понимающее руководство, в общем, все сошлось в одном отдельно взятом театре. Репертуар, конечно, соответствующий. Это было время, когда на репетицию шли с замиранием сердца: что-то сегодня придумает режиссер? Все жили в едином ритме, в едином порыве, были единым организмом в дни выпуска спектакля, дышали, без преувеличения скажу, в унисон! Музыка, свет, все работало на актера, на спектакль. Репетиции, прогоны, генеральная… И вот он – день Премьеры! В этот день театр замирает в ожидании спектакля. «Время тишины»… И вот команда помощника режиссера: «Внимание! Начали!» И, о чудо, пространство разряжается, артист выходит на сцену и...Саша, дальше ты…

Ты так красиво сказала и, главное , это правда. Хотя, немного укол театру сегодняшнему. Чудо действительно происходило! Работы было много -спектакли шли на двух сценах параллельно, приезжали режиссеры, мы ездили на гастроли , но какие капустники успевали ставить и для своих «посиделок» и для зрителей! Все говорили: «Мы команда!» Когда я пришел в театр, меня встретили такие артисты!.. Альберт Акчурин, Виктор Смачнев, Александр Марцинюк, Елена Гайдулис, Валерий Смирнов, Юрий Иванов … Это было счастье у них учиться! Они ушли, но оставили такое бесценное наследие – пример совершенно беззаветного служения театру, опыт, словом, то что  является самим театром, его ядром! Ведь очевидно, сколько не придумывай, все гениальное придумано до нас. Так и театр. Он уже сложен, он существует и с этим нельзя не считаться… (хмурится) Казалось бы… Я,конечно, не в коем случае не хочу сказать, что сейчас никого не осталось. И сегодня есть артисты, наблюдая за которыми,получаешь истинное удовольствие – Николай Емельянов, Люся  Волкова, Елена Красикова, Светлана  Морецкая, Саша Кологрив -  обойма невероятных актерских талантов , причем все разные!

     А как ты относишься к зрителю? Изменился ли он?

Человек всегда остается человеком, какими бы гаджетами не пользовался. Он со своими бедами, радостями, переживаниями приходит в театр для общения и насколько ты разностороннее, настолько зрителю интереснее. Он ведь приходит  за эмоцией и моя задача не обмануть его в ожиданиях того самого «чуда»! Спектакли должны быть качественными и исполнение. Только тогда мы сможем сохранить к себе интерес, уважение и любовь. Обоюдные. Без этого не может существовать театр. Диалог. Театр без зрителя существовать не может, а вот у зрителя сейчас очень большой выбор. Это и кино, и концерты, и Бог знает что еще! Поэтому задача наша сложная. Очень. И очень приятно видеть полные залы, не буду лукавить, не всегда, конечно , но понимаешь тогда, что все не зря и хочется жить, творить и веришь в то, что нужен.

     Понятие «современный» театр. Что это?

Если навскидку, то современный театр – это тот, в котором мы служим сейчас. Театр всегда современен. В Древней Греции был современный театр, в Древнем Риме… Там, где он есть, он современный. Другой вопрос, кто и как это чувствует… Бывает приходит режиссер и сообщает, что придумал такое… Новое слово в театре , современнейший материал, взахлеб читает, а для меня это придуманная  на кухонных посиделках история. И вот здесь начинается конфликт. Театр-это извечный конфликт, так и должно быть… Или - приехал режиссер и пытается убедить меня в том, что все знает о театре и ставит, например, Коляду. Он убежден, что это очень современно, особенно в музыкальном сопровождении Верки Сердючки у которого (странное сочетание, да? Верка, но он!), оказывается все очень глубоко в его творчестве! И это его правда .Этого режиссера. Он имеет на это право! Это его свободный выбор. Другой вопрос, что моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Актер человек зависимый. Мы зависимы от многого. В первую очередь от режиссера. От руководства, к слову сказать, у которого тоже свое видение современного театра и своя свобода действий. Сейчас скажу не свою мысль, кто-то из критиков Минска на одном из заседаний круглого стола  высказал замечательную мысль о том, что театр стал административным. К сожалению. Да… Сейчас актер не главное звено в театре и достоинство театра зачастую оценивается  не качеством постановок, актерской труппой, а количеством посещений сайта, его оформлением и далее и далее… Это современно? Наверное! Вот только зритель приходит в театр с другой целью!  И я хочу играть в хороших спектаклях, мне не хочется , чтобы мне навязывали дурновкусие и убеждали в том, что в театре , в современном, все иначе… И вот тогда я начинаю понимать – если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней и начинаю менять отношение к театру, пытаясь сохранить в себе то трепетное и бережное отношение к сцене, к коллегам- актерам, которое испытывал на протяжении многих лет и не хочу потерять в одночасье…

Пока ты говорил я испытывала чувство, которое очень хорошо знаю, но не могла понять что это. И с последними словами поняла! Точно такую тоску я ощутила во время последней премьеры - «451 по Фаренгейту» (режиссер Геннадий Мушперт). Совсем, казалось бы небольшая роль- профессор Фабер. Три эпизода, но именно они, на мой взгляд, задают атмосферу всему спектаклю, когда в шуме и скрежете существующего мира вдруг ощущаешь щемящее одиночество разума, чувственности и понимания того, как много мы теряем в жизни. «Я вас слышу!» -вот главное, что должны сохранить мы для того, чтобы продолжать оставаться людьми – слушать, слышать, понимать друг  друга. Так я прочитала твою роль, а что играл ты?..

Спасибо. Именно  про это как раз и думал. Открытие Фабера как раз в том, что бы слышать и чтобы люди слышали друг друга

Раз уж заговорили о спектакле, скажи, репертуар, каким он должен быть? Понятно, что уже набили оскомину разговоры о комедиях… И все-таки, их вообще не должно быть ?

Нет, здесь вопрос стоит по- другому. Они должны быть. Обязательно! У человека ведь как? Настроение  меняется! Нельзя быть все-время грустным или смеяться все-время! И театр живой организм и должен предлагать зрителю разный материал! И комедии, и драму, и классику!.. Да и артисты молодые не могут развиваться все время играя Рея Куни…

     А скажи, классика, она должна быть… « модернизированной» или…

А встречный вопрос! Скажи «Чайка» Олега Жюгжды (постановка гродненского тетра кукол) «модерновый» или классический?

    Классический, конечно! Хотя очень современный…

Да. Чехов. Атмосфера, автор… Автор всегда должен звучать. Классика всегда современна. Это , во-первых, неиссякаемый источник  вдохновения, я не знаю артиста, который не хотел бы играть классику, а во-вторых, в какой бы период жизни к ней не прикоснулся -  всегда  найдешь ответы на многие  интересующие тебя вопросы… Это всегда актуально. Это всегда про тебя. Как и театр. Правда, хочу сказать , в , безусловно, умелых руках!

    Раз уж мы заговорили о театре кукол, не могу опустить эту тему … Не для кого не секрет, что драматического театра для тебя оказалось мало и ты успешно выступаешь на подмостках одного из самых известных театров республики – гродненского театра кукол…

Да, имею счастье!

    Очень хочется задать вопрос, который может быть, вызовет негодование со стороны коллег – артистов драмы. Ты на сегодняшний день совмещаешь два театра. Открой тайну!!! Все-таки где сложнее…

Мне проще здесь… Мы беседуем в драме, поэтому я говорю «здесь». Я не могу делить. Театр кукол мне так же дорог, он тоже мой и спектакли сыгранные в нем тоже очень дороги, каждый по своему… и в нем сложнее, потому что кроме меня есть кукла, которой надо передать свои эмоции, чтобы и она воздействовала на сознание зрителя… Каждый поворот головы означает многое… Я вижу как работают мастера и какое удовольствие испытываешь, глядя на их виртуозное владение куклой! К сожалению, я этого не умею…

     Я видела твою работу с куклой. Ты  так бережно относишься к ней! Так аккуратно-бережно … И от этого создается впечатление, что ты сливаешься с ней, что, надо сказать, очень подкупает!

Здесь есть к чему стремиться…Это на самом деле очень интересно! Олег Олегович учил – когда кукла на сцене, тебя не должно быть. Другие дело, когда живой план – мы должны стать одним целым. Здесь очень много возможностей… Другие возможности и другой драйв… Поэтому сложнее. Не забывай, что еще партнеры есть, при этом остается декорация, свет, музыка и добавляется еще один объект – кукла, через которую тебе надо донести эмоции, чувства… Это безумно сложно! Надо сказать, мне всегда это было интересно, я любил наблюдать за работой артистов-коллег из театра кукол, а уж когда появилась возможность попробовать! Спасибо судьбе!

    Понятно, что в двух театрах ты служишь не для улучшения  материального положения . Понимаю почему это вызывает у тебя усмешку. А для...

Когда много сыграл и понимаешь, что твое время уходит, что на смену пришли молодые артисты… Вдруг тебе говорят, что у тебя прекрасный возраст  и тебе еще  играть и играть, что ты  уже многое  умеешь и еще многого хочешь и тогда я понимаю, что надо идти вперед, пробовать что-то новое! Раньше мечтал уехать в деревню и завести корову… А потом понял – не мое! Хочу работать, хочу быть занятым в  интересных театральных проектах! Любому человеку приятно находиться там, где ты нужен!

     Мне захотелось вернуться к фразе « ты многое умеешь, но еще многого хочешь»… Неужели у тебя еще есть роли, которые хотел бы сыграть? На мой взгляд, ты счастливый актер – столько сыграно!

Есть. Не то чтобы много, но есть. Я говорил много лет назад. Дед Аким во «Власть тьмы» Льва Толстого, но этого я, наверное уже никогда не сыграю, но очень хочется…Хотя… если очень хочется…

    Сейчас напишем и обязательно кто-то из режиссеров поставит этот спектакль!

   Ты сыграл более 80 ролей…  И все они большие, значимые, даже если маленькие. Да, вот такая игра слов. Как удается найти то самое «зерно» роли о котором, честно сказать, некоторым артистам даже и невдомек…

(Смеется) Зерно нашел, теперь ищу  куда бы его посеять!.. Не знаю… То есть я знаю, но это не публичный ответ…

     ???

Да, да! С каждой ролью ты проживаешь определенный отрезок жизни. Я  не существую отдельно от своего персонажа . Дышу с ним одним воздухом, в этот период это мой характер, моя жизнь и рождается это независимо от моего желания!  Я не прихожу на репетицию искать то пресловутое «зерно». С каждой ролью складываются определенные отношения , совсем не похожие на предыдущие. С одной, ты ощущаешь, что это еще в зачатке больной ребенок и ты пестуешь, выхаживаешь , лелеешь ее (роль), другую берешь с налету, шашки наголо, азарт такой! А бывает такое, что как шар – само покатилось, только успевай за ним, потом на свет появляется чудовище какое-то… или наоборот…

У тебя прямо личные отношения с театром, получается!

Да! И я буду очень огорчен, если это прекратиться. Потому что это  моя жизнь, мое мироощущение.

 Когда я договаривалась с Александром о встрече, мотивировала это тем, что у него скоро юбилей. Мне ответили ,что неприлично напоминать ему о возрасте. «На себя посмотри»-сказал он. Так что знакомы мы с Сашей очень давно. Много прожито, много понято и, в общем, было о чем поговорить. Саша, что греха таить, большая часть жизни прожита…

А самое лучшее еще впереди!

Правда? Ты счастливый человек! Тебе кто-то сообщил, что будешь жить лет 150?

Нет, не сообщали, но как-то  я это знаю!  Понимаешь, можно устать от жизни и выдохнуть, решить, что ты уже все сделал. А можно поднимать планку и продолжать ждать, ставить перед собой задачи, у меня много задач которые требуют эмоциональных, физических затрат, много не сыграно, в общем все впереди!

 В общем, объективно на жизнь ты смотреть не хочешь?

А на жизнь смотреть объективно  вообще невозможно! Как и на театр! Театр искусство субъективное и жизнь нельзя прожить не меняя своих отношений и пристрастий к ситуации или к явлению, будь то предмет одушевленный или неодушевленный Все-равно руководствуешься своими соображениями! И правда у каждого своя, потому-что каждый индивидуален и имеет свой взгляд на события и ситуацию…

Получается, что ты веришь только в себя?

Самоуверенность и вера в себя – совершенно разные понятия, да? В себя я, безусловно, верю. В свои возможности, в свое светлое будущее, замечательное совершенно, которое надо строить сейчас и каждый день я этим занимаюсь. Я просыпаюсь каждое утро и понимаю, что впереди целый день, который  надо прожить и хоть чуточку стать лучше.

Получается?

Да. Я себе нравлюсь. Глупо жить и не нравиться самому себе. Каждый идет вперед только своей дорогой. Наверное, наверняка есть Кто-то, кто тебе помогает и Случай в жизни - это случай или закономерность? Здесь очень тонкая грань. И если посылают тебе драмы, страдания, переживания, счастье, любовь, весь спектр человеческих чувств – это все для того, что бы ты стал лучше… «О, милая, не трогай таких вопросов! Кто из нас дерзнет ответить, не смутясь, я верю в Бога?» ( Гете «Фауст»), но Кто-то, определенно есть, кто направляет. Мое истовое искреннее служение делу которым я занимаюсь –  мое предназначение и не то чтобы я больше ничего не умею, я и гвоздь вобью и сарайчик построить смогу , долг Родине отдавал не в самых легких условиях, служил в Коми АССР , так что жизнь научила многому, а ведь стал тем кем стал и стараюсь, надеюсь небезуспешно, как можно лучше исполнять то что назначено! Жить надо так, чтобы доставлять радость себе и окружающим.

Любишь ли ты театр?

Для меня театр настолько естественен… Мы подходим друг другу. Не знаю, это любовь или привычка?

Я готовила разные вопросы: главные ценности в жизни, главные события и многие другие, но оказалось, что все о чем бы мы не начинали беседовать – сводится к театру. и не случайно после некоторых вопросов я оставляла многоточие. Хотелось, чтобы артист немного порассуждал. Саша относится к числу немногих актеров, которые знают театр и могут много рассказать о нем, для которых театр  не часть жизни, а его мир, образ жизни . Кажется отними у него театр и не останется ничего вокруг, потому что все ,что имеет смысл, сосредоточено на небольшом пространстве, ограниченном тремя стенами – сцене. Это его Вселенная. И будь между ним и зрителем четвертая, пусть даже кирпичная стена – он разрушит и ее силой своей убедительности и какой-то только ему присущей актерской правдой.

Жанна Литвиненок

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звёзд (2 голосов, средний рейтинг: 2,00 из 5)
Загрузка...

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий